Викторина «Как получить пять» (5-6 классы)
Вопрос отборочного тура
Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков:
А)соль
Б) каша
В)вечер
Г)собака
Ответ: Г-В-Б-А.
Вопросы викторины
1. В каком времени года не живет буква «е»?
A) лето
Б) осень
B) зима Г)весна Ответ: «В».
2. Что обозначает имя существительное?
A) предмет Б признак
B) действие
C) Г) признак признака
Ответ: «А».
3. Какой из предметов не умеет дышать? А)собака
Б) шкаф
В) крот
Г) кот Ответ: «Б».
4. С помощью чего человек выражает свои мысли?
A) жестов Б)криков
B) шипения Г)слов Ответ: «Г».
5. Что значит сделать фонетический разбор слова? Разобрать по: А)звукам
Б)составу
В) значению
Г) членам предложения
Ответ: «А».
6.Какой знак нужно поставить в словах принцессы из сказки «Двенадцать месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»?
А)точка
Б) восклицательный знак
В)запятая
Г) тире
Ответ: «В».
7.Как пишется слово х...р...шо?
A)ара
Б) ора
B) аро
Г) оро
Ответ: «Г».
8. В каком из слов пишется после «ц» буква «и»?
А) ц_пленок
Б) ц_ган
В)ц_рк
Г) на ц_почках
Ответ: «В».
9.Какое из слов не является наречием?
A)внимательно
Б)окно
B)плохо
Г)вправо
Ответ: «Б».
10. Какой из этих терминов не является языковым?
A)синоним
Б) орфограмма
B) суффикс
Г) расстояние
Ответ: «Г».
11. Сколько гласных букв в алфавите?
A) 9
Б) 10
B) 11
Г) 12
Ответ: «Б».
12. Какой из данных признаков обозначает материал?
А) зеленый
Б) деревянный
В)лисий
Г) радостный
Ответ: «Б».
13. В каком слове одна буква «л»?
A) а_ея
Б) тро_ейбус
В)и_юстрация
Г) а_еет
Ответ: «Г».
14. Как и что называют главными членами предложения?
A)основа грамматическая
Б) смысл предложения
B) все, кроме второстепенных членов
Г) самое нужное
Ответ: «А».
15.Как изменяются наречия?
А) не изменяются
Б) по падежам
B) по числам
Г) по временам
Ответ: «А».
Лингвистический конкурс: «Культура речи — культура отношений» (7-й класс)
Голос за сценой: Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Большой брат хочет, чтобы у всех у вас было много друзей, а для этого вам надо научиться приятно общаться: четко произносить слова, правильно ставить в них ударение, а самое главное — знать добрые, вежливые слова речевого этикета. Для того чтобы вы могли проявить и усовершенствовать свои речевые умения, мы проводим лингвистический конкурс «Культура речи — культура отношений». Итак, команды, готовы? Большой брат приглашает вас на сцену.
Две команды от каждого класса выходят и рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях. Выходит ведущий конкурса. Он сообщает (по секрету) скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шепотом передает ее второму, и далее — по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точно произнесет ее вслух. Скороговорка 1-й команде — «Жук жужжит над абажуром». 2-й команде — «Уже и ужи в луже».
Далее следует задание: отгадать загадки, поставив правильно ударение в словах. 1-й команде
На бахче у нас растет, Как разрежешь — сок течет. Свеж и сладок он на вкус, Называется..., (арбуз).
Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я... (фарфор).
2-й команде
Эту зелень ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива. Называется...
(крапива).
Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека,
Специальный... (каталог).
Ведущий: Ребята, какая же речь важнее, устная или письменная? Можно ли обойтись без знания правил устной речи? Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики. Это обрывок телефонного разговора. ;
Двое учащихся разыгрывают сценку.)
Денис: Ты сегодня собирался в кино? Максим: Ага!
Денис: А билет еще не купил? Максим: Ага!
Денис: Будешь покупать — купи и мне. Максим: Ага! Денис: Зайти за тобой? Максим: Ага!
Ведущий: Ребята, как вам нравится такая речь? Давайте вместе с вами разыграем «правильный» разговор, употребляя добрые слова речевого этикета. (Команды разыгрывают диалоги, и нужно будет определить, у кого они получатся наиболее живыми и интересными. Кстати, известен факт, как один из французских писателей однажды сердито заметил в кругу друзей: «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, какой же скотиной надо быть, чтобы этого слова не сказать!» Грубовато, но верно.)
Так, попробуем «осчастливить!» Возьмем в руки мячик " и бросим его — лови! — тому, кто сидит напротив из команды соперника. А тот в свою очередь бросит следующему из команды соперника, то есть броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал комплимент. При этом произносим комплимент—любезные, приятные слова о внешности, сопроводив их теплым взглядом. Например, «Твои глаза как небо голубое!», «Сразу видно, что ты занимаешься спортом». За каждый удачный комплимент — жетон.
Помните мультфильм: «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит конфету»? Представьте, у вас день рождения, и большая конфета уже готова. Дайте возможность друзьям похвалить вас! Похвала — это лестный отзыв, одобрение. Пожалуйста, от каждой команды по одному человеку, о которых вы будете давать хороший отзыв в устной форме. (Команды совещаются.)
|