Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
С 1 сентября 2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п.16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Паспорт доступности здания МБОУ СОШ № 2 им. П.И. Арчакова ст. Старощербиновская для инвалидов
Памятка и рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и детям - инвалидам в школе
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
- в инклюзивном классе массовой школы;
- в коррекционном классе массовой школы;
- в коррекционной школе;
- надомное образование;
- семейное образование.
Инклюзивное образование
Это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в не-зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий.
Коррекционные классы общеобразовательных школ
Форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Коррекционная школа
Это образовательная организация, где обучают дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей обучающихся, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.
Основное отличие коррекционной школы от обычной в том, что здесь учитывают особенности физического и интеллектуального развития ребенка:
• небольшие классы, от 6 до 15 человек;
• предметы ведут преподаватели со специальным образованием, про-шедшие курсы и повышение квалификации для работы с особенными детьми;
• ребенок не чувствует себя «белой вороной», он в среде таких же, как и он;
• часть предметов исключают из учебной программы, остальные предметы адаптируют и дают в объеме, комфортном для усвоения ребятишками.
Надомное обучение
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений си-стемы здравоохранения. Обучающиеся выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в Приказе Минздрава России от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».
При организации надомного обучения ученик не отчисляется из образовательной организации, а продолжает числиться в школе и является полно-ценным участником учебного процесса. Именно поэтому учебное заведение несет ответственность за получение образования ребенком. При надомном обучении положено посещение и обучение ученика преподавателями у него дома.
Поскольку надомное обучение — это не самостоятельная форма получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок. А именно: назначает преподавателей, распределяет нагрузку и составляет индивидуальный план обучения, в который должны входить все обязательные предметные области и предметы в соответствии с планом получаемого уровня образования. Причем максимальная нагрузка не должна превышать установленную для всех школ (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Семья же должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.
Школа обеспечивает ученика необходимым минимумом на надомном обучении — бесплатными учебниками, консультациями, занятиями с учителями и психологической помощью, коррекционными занятиями, мероприятиями с другими школьниками.
Для перевода ребёнка с ОВЗ или инвалидностью на надомное обучение необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей.
Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Дистанционное обучение
Дистанционно могут обучаться дети-инвалиды, не посещающие по со-стоянию здоровья образовательное учреждение, обучающиеся по индивидуальным учебным планам на дому, не имеющие противопоказаний к работе на компьютере. Дистанционное обучение организуется с предоставлением дополнительных образовательных услуг к индивидуальному учебному плану обучения на дому, установлением специализированного (коррекционного) компьютерного оборудования на дому, подключением к сети Интернет. Дистанционное обучение через Интернет значительно расширяет образовательные возможности детей, особенно тех, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дает им шанс получить полноценное образование. Обучающиеся могут заниматься в более гибком режиме и удобном темпе, сохраняя возможность прямого общения со своим преподавателем.
Семейное образование
Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления. Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством со-временного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время. Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует вы-брать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во времен-ном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБОУ СОШ № 2 им. П.И. Арчакова рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В МБОУ СОШ № 2 им. П.И. Арчакова созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• Школа реализует адаптированные программы и специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• По медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• Вопросы деятельности школы, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-педагогический консилиум, в состав которого входят как учителя, так и узкопрофильные специалисты – учитель – логопед, учитель-дефектолог, педагоги – психологи.
• Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
• Обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды обеспечены бесплатным двухразовым горячим питанием. Для учащихся, обучающихся на дому предусмотрена денежная компенсация за двухразовое питание и социальная поддержка.
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право на получение образования детей со статусом «Ребенок с ОВЗ» и детей-инвалидов
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
Конвенция ООН о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов .
Согласно Закону № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Локальные акты МБОУ СОШ № 2 им. П.И. Арчакова ст. Старощербиновская
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме в МБОУ СОШ №2 им. П. И. Арчакова ст. Старощербиновская
- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в учебном процессе в МБОУ СОШ №2 им. П.И.Арчакова ст.Старощербиновская
- Положение о рабочей группе по реализации ФГОС НОО с ОВЗ и ФГОС О у/о
- Положение о реализации инклюзивной практики МБОУ СОШ №2 им. П. И. Арчакова ст. Старощербиновская
- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
- Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих учащихся (вариант 4.1)
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)